postheadericon Организация пространственной среды аутичного ребенка

Памятка для родителей

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую терапевтическую значимость.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на:

  1. бытовое (прием пищи, подготовка ко сну, туалет и т.д.);
  2. игровое (место для разнообразных игр);
  3. учебное (место для специальных развивающих занятий);
  4. ближайшее социальное окружение (лестничная клетка, детская площадка, магазин, улица).

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал себя в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий.

Первое условие – безопасность:

  1. обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с аутизмом часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия;
  2. в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).

 Второе условие – обеспечение комфорта и уюта:

  1. оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах;
  2. электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

 Третье условие – наличие необходимого оборудования.

Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком или парта; детские книжки для домашней библиотеки должны быть специально подобраны:

— с учетом возраста и предпочтений ребенка; понятные ему; без абстрактных и фантастических сюжетов; полезные для освоения окружающего мира; вызывающие положительные эмоции.

  1. игрушки:

— деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; разнообразные пирамидки, матрешки; звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов; игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками; развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.); игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда.

  • материалы для творчества:

— цветные карандаши, фломастеры; акварельные и гуашевые краски; пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте; цветная бумага и картон; пластилин.

  • спортивное оборудование для физического развития ребенка:

— обручи, скакалки, мячи; велосипед; самокат.

Четвертое условие – поддержание порядка.

  1. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок – все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Для аутичного ребенка, с его стереотипностью поведения, порядок – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
  2. Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.
  3. Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Пространство квартиры в большинстве случаев связано с освоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует комментироватьразнообразные бытовые моменты (мытье рук) и вовлекать ребенка в работу по дому (приготовление обеда, мытье посуды и т.д.).

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в социальном контексте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями и т.д.

Покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на враждебной территории», необходимо помочь ему:

  • шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;
  • постепенно обживать новые участки пространства;
  • в общении с другими детьми;
  • научиться выбирать в магазине продукты;
  • осваивать новые маршруты, разнообразить их.

Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция – плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.

Основные правила при проведении дальних прогулок:

  1. осваивайте пространство постепенно;
  2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;
  3. приучайте пользоваться ребенка общественным транспортом (можно взять с собой любимую игрушку и т.д.) места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;
  4. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;
  5. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по- разному: так в любой момент он захочет уединиться – найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой – не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет сопротивляться отправиться в путешествие;
  6. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.

Практика работы с аутичным ребенком показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

Бытовые ритуалы

Аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослыми проживание повседневных бытовых ритуалов. Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослыми и подражая их действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки. Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя, потребует от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых затем можно формировать и закрепить новые навыки.

При обучении стереотипам поведения в быту следуют соблюдать следующие правила:

  • требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может;
  • соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
  • обучение требует постепенности, не старайтесь обучать всему сразу;
  • необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, предупреждайте ошибки;
  • все взрослые, участвующие в этом процессе, должны действовать в одном ключе – схема действия должна быть во всех случаях одинаковой.

Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков: со временем ребенок начинает осознавать, что пока не оденется, на прогулку не пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть и т.д. Поддержание режима дня имеет первостепенное значение для развития ребенка. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость и складываться исходя из индивидуальных особенностей ребенка, особенностей внутри семейных отношений и социальных аспектов семьи и меняться по мере взросления ребенка.